Море проблем. Зачем России военный флот и каким курсом идет русский военный корабль
Главный союзник или главная беда
«У России есть только два союзника — ее армия и флот». Эту фразу, которую приписывают императору Александру III, любит повторять и президент Владимир Путин. Александр III впрочем, никогда не воевал, а вот Путин воюет так, что
армия и флот могут поконкурировать с
дураками и дорогами за звание
главной российской беды. Почему-то именно флот помянул Путин, оправдывая
нападение на Украину: во время памятного митинга-концерта в Лужниках 18
марта 2022 года он вдруг решил вспомнить адмирала Ушакова:
«Так получилось, что начало операции совпало — совершенно случайно
совпало — с днем рождения одного из наших выдающихся военачальников,
причисленных к лику святых — Федора Ушакова, который за всю свою
блестящую военную карьеру не проиграл ни одного сражения. Он как-то
сказал, что грозы сии пойдут во славу России. Так было тогда, так —
сегодня, и так будет всегда!»
В первые же месяцы войны Путин потерял больше кораблей, чем Федор
Ушаков за всю жизнь. И Путин тут не одинок: вся история российского
военного флота после Ушакова была историей унизительных поражений. В
Крымскую войну (1853–1856) парусный Черноморский флот не смог ничего
противопоставить паровым военным кораблям объединенной англо-французской
эскадры. В русско-японскую войну (1904–1905) российский флот, который
больше полугода добирался до театра военных действий (ТВД) из
Балтийского моря, потерпел сокрушительное поражение от японцев в
Цусимском проливе. Слово «цусима» в русском языке приобрело
нарицательное значение чудовищной катастрофы. В годы Первой мировой
войны моряки вместо подвигов на море прославились деятельным участием в
февральской революции и октябрьском перевороте 1917 года.
В
течение Второй мировой войны советский ВМФ боролся прежде всего с
сухопутными и воздушными силами противника, отказавшись от попыток
захватить господство на морских ТВД. По известным данным,
«85% боезапаса корабельной артиллерии было израсходовано по береговым
целям, до 40% самолето-вылетов морской авиации было произведено для
нанесения ударов по сухопутным войскам». При этом флот потерял, по
разным оценкам, около тысячи кораблей и судов.
В послевоенный
период Советский Союз рассматривал в качестве основного вероятного ТВД
Европу, то есть готовился к крупномасштабной конвенциональной сухопутной
войне, а заодно и к глобальному ядерному конфликту. Этим объясняются выбор в пользу ускоренного развития ракетно-ядерного вооружения и специфические приоритеты в строительстве флота с упором на атомные подлодки.
Советский
флот должен был контролировать районы размещения собственных
стратегических ракетоносцев (так называемые «бастионы») и противостоять
авианосным силам США. Несмотря на то что программы строительства крупных
надводных кораблей запустили лишь в 1970-х годах, к концу 1980-х СССР
располагал самым большим в количественном отношении флотом в мире и вторым по силе после американского.
Путинский флот
В
новых экономических и военно-политических условиях, сложившихся после
распада СССР, унаследованный Россией флот переживал не лучшие времена.
Первые месяцы президентства Владимира Путина в 2000 году намертво
связаны в общественном сознании с трагедией подводной лодки «Курск».
Странное поведение Путина, в частности, его заявление с ехидной
ухмылкой: «Она утонула», — на американском телешоу и неспособность
спасти остававшихся некоторое время в живых после взрыва членов экипажа
«Курска» казались низшей точкой падения боеготовности военно-морского
флота.
Ситуация начала меняться только в середине 2000-х. На ВМФ
выделили довольно большие деньги по государственной программе вооружения
(ГПВ): сначала на 2007–2015 годы, а потом на 2011–2020 годы. Появилась
возможность беспрепятственно покупать главные энергетические установки
для кораблей новой постройки, рост военных расходов позволил России
вернуться в некоторые районы мирового океана.
В 2008 году сторожевой корабль Балтийского флота «Неустрашимый» прибыл
в Аденский залив для борьбы с сомалийскими пиратами. Позже в районе
Африканского Рога удалось сформировать целый отряд боевых кораблей,
выполняющих задачи по патрулированию и обеспечению безопасности морского
судоходства.
Поворотный момент в современной истории ВМФ наступил, когда Россия вмешалась в войну в Сирии
Но
уже в 2014 году в связи с войной в Украине перспективы развития флота
оказались под вопросом из-за западных санкций и разрыва производственной
кооперации с украинскими предприятиями ОПК. Кроме того, значительный
объем выделенных на ВМФ средств «съело»
одно-единственное направление — создание новой стратегической подлодки
(проект 955 «Борей») и баллистической ракеты для нее («Булава»).
Поворотный момент в современной истории ВМФ наступил,
когда Россия вмешалась в войну в Сирии. В октябре 2015 года малые
ракетные корабли Каспийской флотилии выпустили 26 крылатых ракет
«Калибр» по целям на сирийской территории. Удары «Калибрами» с надводных
кораблей и подводных лодок повторились в ноябре и декабре того же года,
обозначив новое предназначение флота в качестве ударного средства
против наземной инфраструктуры противника.
В то же время сирийская
кампания выявила и критические уязвимости морских сил: военные моряки
не смогли наладить сносное снабжение российской сухопутной группировки в
Сирии (пришлось покупать и переводить под свой флаг турецкие сухогрузы) и не слишком помогли в боевых действиях.
Путин
хотел, чтобы флот «закрепился на втором месте в мире по боевым
возможностям», но такой корабельный состав на второе место не тянет
Поход
к берегам Сирии единственного авианосца ВМФ, тяжелого авианесущего
крейсера (ТАВКР) проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов», удивившего западных
наблюдателей густым дымным следом, с военной точки зрения оценивается,
по меньшей мере, неоднозначно. За три месяца: с ноября 2016 по январь
2017 года — из состава авиакрыла «Кузнецова» было потеряно два самолета —
МиГ-29К и Су-33. Противник был ни при чем — оба самолета вылетели за пределы палубы при посадке и упали в море из-за оборвавшихся тросов аэрофинишера.
Российский
авианосец «Адмирал Кузнецов» прославился не боевыми подвигами, а тем,
что его дым виден даже из космоса: со стороны кажется, будто корабль уже
подбит
В 2017 году Путин подписал
указ «Об утверждении Основ государственной политики Российской
Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года».
В документе для ВМФ ставилась амбициозная задача — «закрепиться на
втором месте в мире по боевым возможностям».
По состоянию на 2021
год российский военно-морской флот представлял собой причудливое
сочетание кораблей первого ранга советской постройки, безнадежно
устаревших с точки зрения боевых возможностей, и новых корветов,
фрегатов и малых ракетных кораблей, больше отвечающих определению «москитного флота».
На второй в мире «флот открытого моря» такой корабельный состав не тянет при всем желании — даже без учета хронических ремонтов крупных надводных кораблей. По западным оценкам,
основу российской морской мощи сегодня составляют подводные лодки, а
это, скорее, инструмент стратегического сдерживания весьма ограниченного
применения.
Между тем, специальных судов-спасателей для подлодок
на Северном флоте с 2000 года, когда затонула подлодка «Курск», так и не
появилось. Из шести запланированных к постройке судов проекта 21300 на
воду спущено только одно спасательное судно «Игорь Белоусов», пополнившее состав Тихоокеанского флота.
Украинская катастрофа
Перед
войной с Украиной мало кто мог подумать, что самый тяжелый, если не
материальный, то уж точно моральный ущерб понесет в этом столкновении
российский военно-морской флот.
К началу конфликта Россия
располагала в Черноморской зоне шестью дизель-электрическими подлодками,
шестью крупными надводными кораблями, в том числе ракетным крейсером,
36 прочими кораблями и вспомогательными судами.
В январе 2022 года под предлогом учений в Черное и Средиземное моря пришли дополнительные силы из состава Северного, Балтийского и Тихоокеанского флотов. Шесть десантных кораблей пополнили черноморское соединение, остальные остались в Восточном Средиземноморье.
Украинские
ВМС на февраль 2022 года включали один фрегат (находился в ремонте), 12
патрульных и сторожевых кораблей (включая один корвет) и чуть более
десяти прочих кораблей, судов и катеров.
Перед войной с Украиной мало кто мог подумать, что самый тяжелый ущерб понесет российский военно-морской флот
Тем
не менее, в противоборстве со страной, у которой по сути нет
военно-морских сил как рода войск, российские моряки умудрились потерять
флагман Черноморского флота, гвардейский ракетный крейсер проекта 1164
«Москва».
В случае с «Москвой» к трагическому исходу привела не только блестяще спланированная и проведенная при западной поддержке
операция ВМСУ, но и вечная российская нехватка средств. Из трех
кораблей проекта 1164 («Москва», «Варяг» и «Маршал Устинов») современную
систему пожарной сигнализации получил только «Маршал Устинов», а от
модернизации «Москвы» отказались из соображений экономии.
По-своему трагикомично, что за несколько дней до начала войны с Украиной командующий Черноморского флота лично удостоверился
в защите «Москвы» от ракетных ударов. Не меньшая ирония заключается в
том, какое судно отправили к месту, где затонул ракетный крейсер —
спасательное судно «Коммуна». Его спустили на воду в 1915 году (тогда
оно называлось «Волхов») и это, по всей видимости, старейший боевой
корабль в мире.
Комментариев нет:
Отправить комментарий